«Миссия компании METRO – быть помощником и защитником малого и среднего бизнеса» – Анна Щепилова
О приоритетных направлениях программы устойчивого развития.
В компании METRO Cash & Carry Russia нет отдельной кадровой структуры, которая занимается устойчивым развитием. При этом METRO успешно следует всем 17 целям устойчивого развития, разработанным в 2015 году генассамблеей ООН. Все потому, что для METRO устойчивое развитие – это не отдельная функция, а важный фокус внутри деятельности. Как это работает на практике, рассказала АННА ЩЕПИЛОВА, руководитель отдела корпоративных и внешних коммуникаций.
METRO Cash&Carry Russia – часть группы компаний Metro AG, у которой есть своя глобальная программа устойчивого развития. В чем она заключается?
АННА:
Все 26 стран, в которых компания METRO представлена в формате Cash&Carry, связаны одной миссией, являющейся основополагающей для всех активностей в области устойчивого развития. Суть миссии: быть помощником и защитником малого и среднего бизнеса. То есть для нас устойчивое развитие – это прежде всего устойчивый бизнес, который возможен, если в саму бизнес-модель заложена миссия ответственного, осознанного подхода, что дает нам возможность реализовать проекты как в области экологии, так и в области социальной ответственности, оптимизации отходов и ресурсов и так далее.
Возникает обывательский вопрос: как, а главное, зачем такому крупному бизнесу, как METRO, помогать малому и среднему?
АННА:
Очень справедливый вопрос, потому что не все понимают, что стоит за бизнесом METRO. Для большинства людей мы все еще просто гипермаркет на периферии, в котором продается еда. Во-первых, сегодня мы являемся омниканальным бизнесом, который представлен во всех каналах и средствах коммуникации, и в разных вариантах онлайн, и в совмещенной среде, и формате большого гипермаркета, и в маленьких магазинах франчайзи. Чем мы на самом деле отличаемся от простого магазина еды? Мы работаем на 50% с бизнесом и являемся реселлером продуктов питания, то есть наши клиенты – это рестораны, отели и вся индустрия гостеприимства в целом – HoReCa, а также детские сады и магазинчики на заправочных станциях. Мы работаем с независимой малой розницей, например, с районными частными магазинами продуктов. Поставляем продукты в офисы и в столовые в офисах. Например, компании «Яндекс» и «Икея» – наши клиенты. Вторая половина наших продаж идет пользователю, которому также доступны те продукты наших собственных торговых марок, поставляемых нами и профессиональному клиенту. Например, мы выпускаем пасту под брендом METRO Chief, созданную специально для профессиональных шеф-поваров и под их контролем, то есть пригодную для ресторанной подачи.

А главное наше отличие от обычного транзакционного бизнеса – это наша ответственность, которую мы берем на себя, поддерживая средний и малый бизнес, делясь с ними знаниями и опытом, выступая в роли старшего брата. Зачем? Все просто: если наши клиенты из числа малого бизнеса начнут чувствовать себя плохо, мы как компания, которая поставляет им продукты, тоже будем чувствовать себя плохо. Мы не можем допустить, чтобы процент малого бизнеса в стране присутствия сокращался и терпел какие-то экономические неудобства.
Как принципы устойчивого развития вшиты в общую стратегию работы компании в цепочке «производитель – поставщик – клиент»?
АННА:
Мы уникальная страна в семье METRO, которая работает со всеми типами бизнеса по всем каналах, поэтому убеждены, что вся цепочка от поставщика до конечного клиента должна быть устойчивой. Если говорить на примере, то мы заботимся о том, чтобы все, что мы закупаем у наших поставщиков, было создано по принципам устойчивого развития. У нас существуют чек-листы, аудит, и вообще строгие правила для любого поставщика, который стремится оказаться на нашей полке. Мы не просто требуем, а воспитываем нашего поставщика, рекомендуя ему нормы устойчивого развития от работы с персоналом до работы с отходами и с энергоресурсами. Будучи прослойкой между производителем и конечным покупателем, мы на своем этапе бизнес-цепочки концентрируемся на восьми фокусах (food waste, climate action, consious proteins, raw material sourcing, human rights, organic and responsible products, parcaging and plastic, devercity and inclusion) устойчивого развития. А с конечным покупателем – физическим лицом или бизнесом – сосредоточены, в первую очередь, на информационной работе. Причем, с бизнес-клиентом более плотно. Например, вы хотите сделать более устойчивым меню в своем ресторане – вот вам список продуктов, которые вы можете использовать. Вы хотите перейти на доставку? Вот вам решения, которые позволят это сделать более экологично, более ответственно с точки зрения расхода материалов, упаковки и логистики.
Если говорить про основные фокусы внутри METRO, как глобальная стратегия реализуется локально?
АННА:
Есть компании, в которых говорят: «вы знаете, вот нашего бизнеса касаются три цели устойчивого развития, и мы прицельно работаем по этим трем ЦУР». Компания Metro Cash&Carry, выделив восемь фокусов работы внутри, закрыла все 17 целей устойчивого развития ООН, и мы интегрируем их во все бизнес-процессы. Например, если мы берем такой фокус, как управление пищевыми отходами, то у нас есть глобальная цель, касающаяся всех стран группы: к 2025 году сократить пищевые отходы нашего операционного бизнеса на 50%. И ориентироваться на нее мы должны на всех уровнях рабочей цепочки, во всех департаментах – и в отделе закупок, и отделе логистики. При этом, если мы говорим про устойчивое снабжение, то здесь нет конкретной цели, сформированной на уровне группы, но есть набор политик и строгих норм, которым должны следовать во всех странах присутствия компании. Часть из них опирается на международное законодательство и на требование международных регуляторных органов, часть на локальные инициативы. А если говорить о climate action, то группа компаний планирует сократить выбросы определенных категорий на 60%.
Насколько глобальные цели компании реализуемы на локальном уровне?
АННА:
Понятно, что любая глобальная цель в каждой стране проходит калибровку, действительно оценивается, насколько она реализуема именно здесь. В России мы не работаем по всем большим целям, а работаем по проектам, которые помогают решать задачи на достижение этих целей. Благодаря этим проектам нам, например, удалось сократить количество содержания сахара и соли в продуктах наших собственных торговых марках. Мы используем сертифицированные источники пальмового масла в тех артикулах, которые производятся нами и поставляются нашими партнерами. При этом есть такая глобальная инициатива группы как свести к нулю продажу яиц кур клеточного содержания к 2025 году. Но в России эта амбиция выглядит скромнее, хотя бы из-за климатических условий. В Новосибирске, например, трудно себе представить несушек, содержащихся на воле. Поэтому мы будем стремиться к использованию яиц внеклеточного или лояльного содержания в наших собственных продуктах.
А как конкретно вы влияете не поставщиков?
АННА:
Ну, вот недавно с компанией SPLAT мы пришли к тому, что часть упаковки ее товаров была изменена на более экологичную.
Каким образом принципы устойчивого развития заложены в работу разных департаментов? Как система работает внутри?
АННА:
Если вы работаете в операционном блоке, то есть в блоке управления торговыми центрами, и, например, заведуете автоматизацией кассового оборудования или задействованы в процессах учета товаров, то ваша прямая, непосредственная обязанность заключается в том, чтобы смотреть, как работают люди и машины, сокращать ненужные операции, автоматизировать или диджитализировать этапы, опираясь на принципы устойчивого развития, и тем самым заручаясь поддержкой руководства, обращая внимания на те или иные процессы, требующие больше внимания или других вложений. В компании есть структура, благодаря которой можно масштабировать тот или иной процесс.

Но даже если вы, например, работаете в бухгалтерии, занимаетесь документационным обеспечением, но при этом понимаете, что хотите инициировать сбор батареек в торговом центре или установку фандомата, или для какого-то процесса у вас есть идея, связанная с устойчивым развитием, то существуют все шансы, что это предложение будет реализовано. В компании существует проект, который основан на программе лидерства именно в области устойчивого развития. Любой сотрудник может предложить соответствующий проект раз в два года. Мы собираем все инициативы, наиболее четко сформулированные и реалистичные из них включаем в эту программу. А потом начинаем тренировать сотрудников, выдвинувших классные идеи. Они получают менторские сессии с теми экспертами, которые нужны для реализации данных проектов, дополнительные образование, знания, навыки, словом, компания дает им ресурсы и возможности. Так мы растим кадровые резервы.
Насколько экономически выгодны такие программы? Ведь METRO – это прежде всего бизнес. Какова реальная коммерческая выгода от программ, связанных с устойчивым развитием?
АННА:
Верно, мы все-таки бизнес, и те проекты и активности в области устойчивого развития, которые реализуются у нас, которые получают инвестиции, просто обязаны иметь долгосрочную или среднесрочную экономическую выгоду. По этой причине мы не устанавливаем на наши торговые центры панели солнечной энергии. Это, конечно, красивый PR-ход, но с точки зрения бизнес-эффекта – нет. А вот инвестировать в программу лояльности, которая позволяет нашим HoReCa-клиентам получать дополнительных гостей в период постпандемии, – наш выбор. То есть мы опираемся на экономические показатели. Во-вторых, выбирая между работой с поставщиками и инклюзией, мы больше сделаем упор на первое, потому что для России сейчас в приоритете вопрос качественного ассортимента. И третье. Устойчивый бизнес для компании METRO – это не экологичный бизнес, это не социально направленный бизнес, это даже не ответственный бизнес. Устойчивость для нас – это бизнес-устойчивость, такая бизнес-модель, в которую заложены ответственность, бережливость, социальные задачи, качество жизни. Мы отвечаем себе на вопрос, какие решения позволят бизнесу METRO успешно существовать через 5-10-15 лет.
Какая инициатив в рамках устойчивого развития наиболее интересна лично вам?
АННА:
Мне очень близка тема устойчивой системы еды, когда мы можем работать с продуктами питания на всех этапах – от поставщика до нашего клиента, потому что «ты – это то, что ты ешь». А если прицельно, то лично мне нравится, что каждый сотрудник компании может повлиять на что-то и METRO дает очень много возможностей свои реализовать свои классные идеи. Самореализация – одна из важных частей полноценной жизни человека.
И последний вопрос. Вы обмолвились об академии устойчивого развития для малого бизнеса, работу которой планируете запустить уже совсем скоро. Кто и как сможет стать ее студентом?
АННА:
Академия открыта для всех. Неважно: маленький у вас отель или кафе, магазин косметики или продакшн-бюро, если вам интересна тема устойчивого развития, вы можете стать студентом академии. Для этого надо немного: зайти на сайт и зарегистрироваться, чтобы получить совершенно бесплатно доступ к видеороликам и сопроводительным материалам. Пройдя от 80 до 100 тем, вы будете иметь возможность сдать тест, сделать проект, сформулировав запрос. Студентам будут доступны консультации с менторами и специалистами, которые объяснят и покажут, как использовать принципы устойчивого развития в своем бизнесе с экономической выгодой. Это очень хорошая возможность для любого бизнесмена использовать академию как платформу для саморазвития.